Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Фром Ландон виз лав: прогулка с Олегом Дозморовым по родному Екатеринбургу

Марина Живулина, Евгения Куликова23 сентября 2019 3 072
2021-04-27T14:41:08.343000+00:00
Фром Ландон виз лав: прогулка с Олегом Дозморовым по родному Екатеринбургу
Экскурсия по Втузгородку с поэтом и литературным критиком: болота, пленные немцы и рок-музыка нулевых.

Олег Дозморов — известный русский поэт и литературный критик. Почти десять лет он живет в Лондоне, однако любить родной город не перестал. Для читателей N1 Олег провел экскурсию по кварталам рядом с УПИ. Поэт считает этот район особенным — может, он и перестал быть престижным, но свой гений и тонкую энергетику не потерял.

Military Style

В широком смысле Втузгородок можно распространить до улицы Восточной — это и есть восточная граница старого Свердловска. Еще в 20-х годах XX века здесь рос вековой сосновый лес, булькало болото, а горожане выращивали в самостийных огородах картошку и морковь.

Улица Восточная — граница ВТУЗ-городка

Строительство Втузгородка как раз совпало с продвижением города на восток. Традиционно считается, что все эти «завоевания» начались при советской власти, однако на самом деле на месте главного комплекса УПИ-УрФУ еще до революции заложили здание Горного института. Стройка затянулась, а в новую эпоху недостроенное здание снесли и начали возводить УПИ.

В годы войны в зданиях УПИ располагался завод, производивший вооружение для нашей артиллерии. Сейчас рядом с памятной табличкой можно увидеть очень выразительный, совершенно не идеологический, прочувствованный горельеф — памятник героям ВОВ.

Гений этого места для меня — военизированный, милитаристский, а вовсе не вузовский. В течение долгого времени район населяла военная элита, офицеры, считавшиеся в тот период наивысшей общественной кастой, «сливками общества». Здесь располагались и располагаются Штаб ПВО и Штаб тыла Приволжско-Уральского военного округа, примерно равного всей Западной Европе. Это «закрома Родины» в буквальном смысле.

И улица Генеральская названа так не зря. Мы видим, какие красивые, даже роскошные «сталинки» составляют существенную часть этого района. Многие из них — настоящая классика, «золотое сечение», здания, совершенно гармонично вписанные в ландшафт и в инфраструктуру. Например, их высота соразмерна ширине проспекта Ленина, и поэтому создается общая перспектива. Сейчас она нарушена не к месту воткнутыми высотками. Но если вы хотите увидеть почти итальянскую классику в нашем городе — то вот она, на пересечении улицы Гагарина и проспекта Ленина, на улице Первомайской. Здесь можно увидеть дома с настоящими эркерами, арками, мансардами, бельведерами, с огромными полукруглыми застекленными лофтами на верхних этажах.

Инфраструктура у этих элитарных улиц всегда была очень развитой: отделение Военторга, военное ателье, просто ателье, столовые, молочная кухня, магазины, в том числе разделенный на две части культовый магазин «Синтетика», располагавшийся в домах-близнецах по Ленина, 103 и напротив, школы, кинотеатры.

Здесь же располагается Суворовское училище — в послевоенные годы на его территории был каток. Только здесь мальчики и девочки, в то время еще учившиеся раздельно, имели шанс познакомиться. Так что место это стало особенным для тогдашней молодежи — наших родителей.

Я в Суворовском училище как-то проходил практику, вел там уроки русского языка. Однажды принципиально поставил двойку за списанную работу, а потом выяснил, как именно наказали двоечника: не отпустили из училища на выходные к родным. Он два дня проревел, 12-летний ребенок. После этого случая я ставил оценки гораздо мягче.

Немецкие кварталы

По мере того как продвигаешься от бывшего «военного кластера» непосредственно вглубь Втузгородка, здания понижаются, становятся дешевле, неказистее, пока не превращаются практически в бараки. Очень много самых разных домов, в том числе и барачного типа, здесь построено пленными немцами. И поэтому иногда даже в довольно дешевой постройке можно встретить совершенно незнакомую, нетипичную для советских шаблонов архитектуру: башенки, крыши, изящные балкончики, круглые квартиры…

На улице Комсомольской я однажды нашел архитектурную жемчужину — среди типовой застройки стоят три настоящие альпийские виллы, построенные ровно в 1950 году, тоже немцами. В юности я водил сюда девушек на свидания — это было одно из редких в то время доступных развлечений, так как денег в кармане особо не водилось. Девушки неизменно приходили в восторг. Таких мест в городе больше не найти.

Альпийские виллы в центре Екатеринбурга

Высокие гости и партийная идеология

На улице Софьи Ковалевской прячется за высокой оградой вип-отель. В 90-е и 2000-е годы он считался эталоном роскоши, сюда селили политиков, послов, лидеров других стран, да и сейчас здесь останавливаются известные личности во время громких мероприятия вроде саммитов ШОС или БРИК. Здесь жил, например, Горбачев, когда приезжал в Свердловск. Недавно здесь останавливался председатель КНР Си Цзиньпин.

Кстати, несмотря на то, что Свердловск считался очень закрытым городом, его активно посещали главы зарубежных государств — в советское время к нам приезжал не только Фидель Кастро, но и, например, Ричард Никсон, впоследствии ставший 37-м президентом США. Никсон посещал даже город Полевской — осматривал передовое в мире по тем временам трубное производство. А Мао Цзэдун побывал у нас аж два раза — в 1950 и 1957 годах. Он страдал аэрофобией и ездил в Москву на бронепоезде.

Городской миф рассказывает о посещении Свердловска Георгием Маленковым в начале 50-х. Он тогда фактически руководил государством, стоял если не выше Хрущева, то вровень. Легенда гласит, что ему показывали город и в том числе провезли по улице Первомайской, мимо знаменитой бани, построенной в 1951 году (Первомайская, 71. — Прим. ред.). А это здание пышное, псевдоклассическое, роскошное, с античным портиком, с огромными колоннами — оно и сейчас так выглядит. И Маленков пришел в ярость от этой роскоши, от масштаба, от «излишеств», которые не к лицу были советскому человеку. Говорят, именно этот эпизод перевернул всю концепцию градостроения в Советском Союзе: после этого все «роскошества», все вензеля, лепнину, украшения стали со старых зданий просто сдирать (так называемые «обдирные дома»), а новые — строить по-спартански, с минимумом декора и дорогой отделки, с минимумом комфорта. Так погиб сталинский ампир и концепция «советской империи» сменилась подходом «работаем на будущее, строим коммунизм в отдельно взятой стране». С одной стороны, нужно было снимать острый жилищный кризис, с другой — расселить всех граждан в отдельные квартиры было стране не по карману. Этот подход подразумевал минимализм во всем, человек должен был полностью отдать себя работе на государство. Так появились «хрущевки».

Другая версия легенды говорит, что это был не Маленков, а сам Хрущев, несколько раз тоже побывавший в Свердловске.

Кладбищенский нуар

Говоря об этом районе, не получится обойти Михайловское кладбище. Здесь находится могила дятловцев, где постоянно собирается народ, поскольку интерес к этой тайне не ослабевает. И здесь располагается очень интересная Церковь Всех Святых. Ее можно считать достопримечательностью, поскольку это единственная церковь, работавшая в сталинскую эпоху, когда все остальные были либо снесены, либо превращены в музеи.

Открыли её для горожан официально в 1943 году: шла война, Сталин решил, что нужен подъем патриотического духа, поэтому офицерам вернули погоны, а верующим — храмы (открыли несколько тысяч по всей стране). Здесь служил иереем мой прадед, вернувшийся из лагерей (попал он туда за помощь семьям священников, которых советская власть, конечно, безжалостно уничтожала). Церковь в 90-х и даже в 2000-х находилась в ужасном состоянии, но вот недавно ее восстановили, поставили там фарфоровый иконостас. Точно не знаю, но мне хочется думать, что сделал этот иконостас Сысертский фарфоровый завод.

«Урал», «Свинарь» и Коляда

Если говорить о главной «культурной точке» Втузгородка — это, без сомнений, Центр культуры «Урал». Когда-то он был вообще первым прогрессивным клубом в городе, теперь его затмили такие комплексы, как «Ельцин-Центр», и многим показалось, что «Урал» увял совсем. Это не так — здесь действует множество кружков и клубов, есть несколько больших залов, постоянно выступают с концертами музыканты и танцоры, ставят спектакли различные театры. Именно ЦК «Урал» — официальная база знаменитого на всю страну «Другого оркестра».

В этом же районе находится и Коляда-театр — легендарный для всей России, как, собственно, и его руководитель Николай Коляда, уже давно знаменитость мирового масштаба. На постановки Коляды едут люди из других городов, в том числе из Москвы и Петербурга, а здесь он прямо «на районе» — нельзя не ценить такую возможность.

Кстати, именно здесь располагался и священный для каждого любителя рока в нашей стране центр «Сфинкс», запустивший рок-движение в городе 90-х. В техникуме транспортного строительства вспыхнули лазеры ночных дискотек, и сюда потоком потекли молодые рок-группы. Именно «Сфинксу» обязаны своим рождением «Смысловые галлюцинации», «Сансара», «Сахара», «Москва — Луна» и многие другие, теперь уже мастодонты жанра. Так что над Втузгородком сияет еще и ореол старого рока.

Кому подойдет этот район

Втузгородок когда-то считался окраиной города, потом — престижным районом, где жила элита, сейчас он значительно потускнел в сравнении с другими новыми районами, строящими и красивые высокие дома, и широкую окрестную инфраструктуру.

Населяет его сейчас в основном та самая постаревшая элита — военная и преподавательская. С одной стороны здесь — вузы и научные организации различного класса, включая сам УПИ-УрФУ, УрГЮУ, Институт государственных и международных отношений, Гуманитарный институт и десятки институтов РАН. А с другой — специальные структуры: институт МЧС, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (с выдающейся каланчой, превращенной в учебный тренажер), Суворовское училище.

Район спокойный — здесь практически нет модных «тусовочных» мест, дорогих ресторанов, даже «хипстерские» кофейни не выживают. Зато бюджетных магазинов и столовых — полно. Очень тихие дворы — кому-то они могут показаться даже сонными и глухими, тем не менее, внутри них много детских площадок, пусть и не самых современных. Школы и детсады тоже широко представлены.

С одного края район упирается в промзону — за ней маячат уже высотки ЖБИ. С другого — переходит в проспект Ленина, однако здесь часть проспекта уже не самая оживленная.

Железнодорожная платформа на Первомайской

Интенсивность транспортных развязок с уходом вглубь Втузгородка снижается — сначала теряются трамваи, потом большие автобусы, затем исчезают древние троллейбусы и в некоторых углах остаются только маршрутки. Зато через границу района с улицей Восточной проходит электричка — и это комфортная современная электричка, с современной прилегающей инфраструктурой: чистыми удобными переходами и перронами.

Отдельный плюс — Дендрологический парк, большой, с голубыми елями, познавательными табличками на деревьях и прудом, где плавают утки и порой даже лебеди, — место притяжения для мамочек с детьми и пенсионеров.

Район подойдет тем, кто ценит историю места, особенную атмосферу, тишину, уютные вечера, отсутствие автомобильных сирен, культурную публику, городские легенды. Именно здесь можно найти совершенно великолепные старинные квартиры с необычной архитектурой, с небанальной планировкой, с высоченными потолками, с полным воздуха пространством — и превратить все это в картинку, достойную европейских дизайн-каталогов. Да, в ремонт придется вложиться капитально, однако это компенсируется изначально не слишком высокой стоимостью даже больших старых квартир. Именно здесь можно почувствовать себя городской аристократией, унаследовавшей район от советской элиты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru