Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Город-сказка, город-мечта»: безумные проекты развития Новосибирска

Антон Митько4 сентября 2019 3 180
2021-04-27T14:41:08.343000+00:00
«Город-сказка, город-мечта»: безумные проекты развития Новосибирска
Метро до Академгородка, дирижабли в Толмачево и гигантский моллюск вместо НОВАТа

Новосибирск в проектах архитекторов, инженеров и ученых прошлого и настоящего выглядит кардинально иначе, чем то, что мы видим сегодня. Академгородок должен был располагаться вдоль Красного проспекта, а в куполе Театра оперы и балета планировали сделать обсерваторию. Здание ГПНТБ должны были украшать греческие статуи, а по городу могли курсировать воздушные троллейбусы и легкое наземное метро. Таким Новосибирск можно увидеть только на бумаге. Мы собрали десятку самых интересных и безумных проектов за последние сто лет.

Самые оригинальные проекты было невозможно воплотить из-за масштабов: государству не хватило бы ни денег, ни гибкости мышления властных структур. Пробить эту глухую стену мечтали как именитые архитекторы сто лет назад, так и первые «свободные», начинающие творцы в 80-е годы прошлого века. Генплан Новосибирска конца 1920-х, предполагающий, например, автономный город-сад на левом берегу Оби и Академгородок в самом центре Новосибирска, сейчас кажется утопией. Но и сегодня фантастические предложения по изменению и улучшению города встречаются нередко.

Наука вместо балета

Самое известное здание Новосибирска, НОВАТ, изначально проектировали как Дом науки и культуры, где помимо уникального зрительного зала хотели открыть музей, библиотеку и научный центр. Купол здания должен был стать огромной стеклянной обсерваторией. К сожалению, техническая база конца 20-х годов не позволяла реализовать этот проект, и в середине 30-х пришлось его переделывать. В итоге он приобрел тот вид, который сейчас знаком каждому горожанину.

В греческом зале

Здание Государственной публичной научно-технической библиотеки выглядит скромно. Однако если бы его построили по дипломной работе одного из будущих архитекторов 50-х годов, оно бы стало одной из самых ярких достопримечательностей. Изначально здание проектировали по образу семи сталинских высоток с многочисленными скульптурами мудрецов древности, стоящими рядом: Сократом, Платоном, Аристотелем и Диогеном. А вершину башни, высотой 30 метров, по проекту венчали фигуры Ленина и Сталина. Денег на такую грандиозную задумку государство решило не выделять, а библиотеку построили в менее претенциозных стиле и масштабе.

Экспоцентр у Оби

Еще один проект молодых архитекторов 50-х годов предполагал огромный выставочный центр на набережной Оби, где сейчас находится парк «Городское начало». Архитектор этого так и не созданного экспоцентра вдохновился зданием Кристального дворца, известного выставочного комплекса в Лондоне, построенного ко Всемирной выставке 1851 года. Наш экспоцентр планировалось использовать под выставки строительного мастерства сибирских архитекторов. Здание должно было состоять из нескольких павильонов с большими арочными окнами для естественного освещения. У самого берега реки на архитектурном плане изображены лестницы, уходящие в реку, и статуи медведей, будто готовые нырнуть в воду. Власти посчитали, что масштаб проекта не соответствует назначению здания, а также что он не достоин того места, где планировался.

Площадь Ленина в колоннах

Также в 50-е годы местные архитекторы представили альтернативное видение площади Ленина и даже создали архитектурные макеты своего проекта. На нем все улицы вокруг центральной площади Новосибирска оформлены колоннами и торжественными арочными входами, наподобие центральных площадей в Лиссабоне или Риме. Во дворе за зданием мэрии должна была стоять еще одна статуя Ленина, а автор проекта входа в Первомайский сквер был вдохновлен Триумфальной аркой. Кроме того, на месте нынешнего бизнес-центра «Бутон» рядом с часовней хотели построить «сталинскую» высотку. Как мы знаем, планы по строительству зданий подобного типа в Новосибирске так и не были осуществлены.

Научный городок в центре

Об Академгородке архитекторы Крячков и Васильев мечтали еще в 20–30-х годах. Только по их задумке он должен был находиться в центре города, где сейчас располагаются стадион «Спартак» и Центральный рынок. Предполагалось, что научный городок будет ориентирован на развитие добычи полезных ископаемых в Кузбассе и на создание лекарств из растений. Проект отложили из-за споров по поводу местоположения, а потом началась Великая Отечественная война. В итоге проект полностью сошел на нет.

Однако построить два первых лабораторных корпуса Крячков и Васильев все же успели. В одном из них сейчас находится Институт систематики и экологии животных СО РАН на пересечении улицы Фрунзе и Красного проспекта. В другом — администрация полпреда по Сибирскому федеральному округу.

Город из бумаги

В начале 80-х годов в Новосибирске среди студентов Сибстрина возникло архитектурное движение: молодые творцы придумывали невероятные проекты, понимая, что они останутся лишь на бумаге. Идеи сибирских авангардистов предполагали строительство еще одного театра на площади Ленина — напротив НОВАТа. Также существовал проект заведения имени Маяковского с многочисленными кафе, танцплощадками и кинотеатрами. Были и совсем смелые идеи: музей космонавтики имени Циолковского в форме ракеты и новое здание театра Оперы и балета в форме гигантского моллюска — с открывающейся крышей над амфитеатром.

Метро до Академгородка

В середине нулевых в Новосибирске власти активно обсуждали, как разрешить транспортную проблему растущего города. Один из проектов назывался «легкое наземное метро», и, по мнению чиновников, задуманный план позволил бы «приблизить» окраины к центру. Жители спальных районов могли бы добираться до работы быстро и без пробок. В рамках этой идеи предложили фантастический план: метро из центра города до Академгородка.

Лоббисты идеи строительства легкого метро выделяли его плюсы: дешевизна, простота и скорость реализации проекта, по сравнению, например, с подземным метро или скоростной автострадой. Противники легкого метро указывали на негативные факты работы подобного транспорта: холодные вагоны зимой из-за простоты конструкции и отсутствия отопления, опасность линии из-за контактного рельса, находящегося под напряжением, а следовательно — необходимость большой зоны отчуждения вокруг наземного метро. Последний факт подразумевал выселение большого количества людей из их домов на пути строительства линий, а также неудобства для жителей домов даже в большом радиусе в связи с шумом от железной дороги.

Высоцкий на Большевистской

В 2012 году бизнесмен Анатолий Олейников захотел построить Культурный центр имени Высоцкого на улице Большевистской, а архитектор Геннадий Арбатский спроектировал его. По замыслу архитектора и бизнесмена, проект должен был состоять из двух высотных зданий разной формы, внешне напоминающих известный небоскреб «Высоцкий» в Екатеринбурге. В комплексе планировали открыть концертный зал, поэтический театр и гостиницу. Проект даже предварительно согласовали в мэрии, но в итоге он до сих пор так и остается лишь на бумаге.

Дорога в небо

В 2002 году мэрии Новосибирска предложили необычный проект — «Струнная транспортная система Юницкого». Идея этой фантастической дороги сводилась к строительству струнного рельсового пути, установленного на опорах над городом, по которым бы двигался «транспортный модуль автолета». Внешне это напоминало бы монорельс или канатную дорогу, но с более сложным принципом работы.

В мэрии разработчика идеи назвали «самозванцем», а проект — «чепухой». Его автор, инженер Анатолий Юницкий, в итоге построил свою экспериментальную монорельсовую дорогу в Беларуси, а сейчас запланировал другой проект — по строительству подобных струнных дорог на орбиту Земли.

Дирижабли до аэропорта

Проект «Воздушного троллейбуса» — дирижабля, передвигающегося по двум проводам, как по рельсам, — был разработан учеными Института химии твердого тела и механохимии СО РАН. Линия электропередачи для этого воздушного транспорта практически не нагружается, потому что дирижабль очень легок, и его необходимо лишь правильно и точно направлять.

По словам ученых, из-за дешевизны производства и большой скорости такой воздухоплавательный аппарат мог бы стать альтернативой любому городскому транспорту. Например, по расчетам разработчиков, на дирижабле можно было бы долететь из центра Новосибирска до аэропорта Толмачево всего за десять минут. Технологию «воздушного троллейбуса» запатентовали, но желающих вложиться в реализацию идеи до сих пор нет.

Точная стоимость проекта неизвестна, но ученые утверждают, что она в сотни раз дешевле затрат на строительство четвертого моста через Обь. Сложности с остановками разработчики предложили решать с помощью лебедки — дирижабль просто бы опускали и поднимали на станциях маршрута.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#инфраструктура#школа#новосибирск
инфраструктурашколановосибирск
Сейчас обсуждают
Аноним
16 апреля 2024
редакцияeditorial@cian.ru