Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Как изменит столицу запуск МКЖД?

Наталья Смирнова19 апреля 2016 8 580
2017-08-17T19:46:06.233000+00:00
Как изменит столицу запуск МКЖД?
Наземный железнодорожный транспорт, отчасти дублирующий метрополитен, – давно не редкость во многих странах мира. Московские власти тоже не первый год анонсируют проект столичной кольцевой железной дороги, старт которого в очередной раз назначен на осень 2016 года.

Наземный железнодорожный транспорт, отчасти дублирующий метрополитен, – давно не редкость во многих странах мира. Московские власти тоже не первый год анонсируют проект столичной кольцевой железной дороги, старт которого в очередной раз назначен на осень 2016 года. Что же МКЖД даст современным москвичам?
 

Идея создать окружную железную дорогу вокруг Москвы принадлежала министру финансов Российской Империи Сергею Юльевичу Витте. Прогрессивный чиновник, приверженец научно-технического прогресса, анонсировал ее в ноябре 1897 года на Особом совещании с участием императора Николая II. Из 13-ти предложенных проектов был выбран лучший – инженера П.И. Рашевского, предлагавший половину путей обустроить под движение пассажирского транспорта, а половину – под грузовое. В ценах начала ХХ века смета составляла 40 млн рублей. Но большая часть госбюджета ушла на войну с Японией, и вместо четырех путей на кольце было построено только два, где и было организовано преимущественно грузовое движение.
 

Запуск МОЖД в 1907 году был ознаменован провалом: дорога в районе станции Ростокино имела дефект полотна, а на Лихоборах не доделали поворотный круг. Но через год недоделки устранили, и правительственная комиссия приняла проект. В рамках строительства было сооружено четыре моста через Москву-реку: Даниловский, Андреевский, Краснолужский  и Дорогомиловский, и два моста через реки Яуза и Лихоборка. Было спроектировано и построено 14 станций в едином стилевом решении, выстроены пакгаузы и технические здания: депо, кузницы, водонапорные башни, мастерские и т.д. Залы ожидания были оборудованы буфетами, креслами и печным отоплением (отапливались русскими и голландскими печами). Их оснастили электричеством и высокоточными часами от фирмы Павла Буре.
 

Новая дорога была проложена через поля, леса, торфяные болота и пашни. В годы Великой Отечественной войны по ней эвакуировались промышленные предприятия, перевозилось тяжелое вооружение и боеприпасы.

Пассажиры тоже первоначально перевозились по МОЖД до станций: Серебряный Бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково, Владыкино, Воробьевы Горы и Братцево. До 1917 года МОЖД развозила рабочих и служащих на предприятия, но после 1920 года, с появлением автобусного и трамвайного сообщения, пассажирское движение по окружной железной дороге столицы решили упразднить. Так МОЖД стала использоваться исключительно для перегонки «товарняков». Даже когда в 50-х годах по Москве и области пустили электрички, Малое кольцо не включили в этот проект – из-за сложностей с электрификацией старых мостов. В 1970-х годах МОЖД все же частично модернизировали, включив в состав  Московско-Окружного отделения, но роль полноценного пассажирского транспорта опять не досталась увядающей «приме».
 

Новая роль грузовой «железки»
 

До 2013 года кольцевая железная дорога Москвы пропускала между кольцом и радиальными направлениями более 70 пар грузовых поездов в сутки, ежедневно разгружала около 330 вагонов с топливом, строительными материалами, заводским оборудованием и разными промтоварами. По ней же курсировали экскурсионные ретропоезда с паровозами. Проложенная по задворкам Москвы, через неэстетичные промзоны, чернорабочая «золушка» РЖД  почти смирилась со своей неприглядной ролью.
 

Но  вдруг – пробил счастливый час детища министра Витте: с 2011 года началась глобальная реконструкция дороги с целью пустить по ней пассажирские поезда.

Сперва проект собирались вводить в строй по частям, но позже решено было запустить весь пересадочный пассажирский контур одномоментно. Концепция проекта бурно обсуждалась и менялась за последние годы несколько раз. Наконец решили, что на пассажирской линии будет 31 остановочный пункт.

В 2013 году были начаты масштабные работы по замене на МКЖД мостов и путепроводов, а также реконструкции путей, монтаж опор контактной сети. Движение грузовых поездов было приостановлено.
 

К концу 2015 года, по отчетам строителей, работы по модернизации дороги были выполнены уже на 70%. Тогда же объявлена окончательная дата старта проекта – 2 октября 2016 года, в День города.
 

Несмотря на кризис, проект обещают завершить в 2016 году. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что малое кольцо Московской железной дороги начнет работать осенью этого года. Основные строительные работы на объекте к сентябрю будут завершены. Затем начнется строительство транспортно-пересадочных узлов. По словам Собянина, финансирование проекта идет по плану.
 

Цель новой пассажирской железной дороги – разгрузить метрополитен и автотрассы. Согласно прогнозам, МКЖД сократит время пребывания пассажиров в пути при движении через город, уменьшит количество пересадок на общественном автотранспорте, свяжет друг с другом несколько самых посещаемых москвичами парков: ВДНХ, Михалково, Ботанический сад, Воробьевы горы и Лосиноостровский лесопарк. Предполагается, что нагрузка на станцию метро «Комсомольская», где расположено три вокзала, снизится на 19%, на всю Таганско-Краснопресненскую линию – на 18%, а Кольцевую линию железная дорога разгрузит в целом на 15%.
 

Половина станций МКЖД будет связана со станциями метрополитена. С десяти станций можно будет пересесть с городской электрички на пригородные поезда. Переходы пассажиров будут осуществляться по закрытым галереям. Интервал движения поездов составит от 6 (в часы «пик») до 15 минут (вечером). Стоимость проезда будет равна стоимости поездки в метро. Поезда «Ласточки» с мягкими сиденьями и кондиционерами обещают сделать передвижение по МКЖД весьма комфортным, рельсы с бесшовными стыками обещают мягкую езду, а бесплатный Wi-Fi и розетки для подключения гаджетов не дадут скучать пассажирам в пути. Крытые станции будут оборудованы туалетами, кассами, пунктами охраны порядка и вендинговыми аппаратами. Устроители проекта рассчитывают попутно с обустройством дороги и станций вдохнуть новую жизнь в московские промзоны, являющие сегодня собой весьма депрессивные пейзажи.

В частности, к МКЖД будет вплотную примыкать жилой комплекс «ЗИЛ-Арт», который вырастет на территории бывшего завода «ЗИЛ» (автомобилестроительного завода имени Лихачева). Старинные станции МКЖД будут отреставрированы в соответствии с исходными проектами, поскольку являются выявленными памятниками архитектуры.
 

Предполагается, что пассажиропоток по МКЖД в 2017 году составит около 285 млн человек, конкурируя с наиболее загруженными станциями метрополитена.
 

Скептики – против
 

Как у любого революционного начинания, у проекта МКЖД есть не только сторонники, но и противники.

Некоторые эксперты считают, что дорога не будет пользоваться достаточной популярностью у москвичей. Главный аргумент таков: многие станции, расположенные в промзонах, слишком удалены от метро и остановок наземного общественного транспорта, и поэтому пассажирам будет проблемно добраться до них пешком (некоторые удалены от цивилизации на 1,2-1,8 км).

На различные исследования, мониторинг общественного мнения и геологические изыскания РЖД уже потратило немалую часть городского бюджета – «реанимация» МОЖД вылилась «в копеечку»: с 2011 по 2014 год железнодорожники «освоили» 41,2 млрд рублей! Дополнительно РЖД потратит на завершение проекта около 75 млрд рублей, из городского бюджета будет израсходовано 20 млрд рублей. Впрочем, есть вероятность, что цифры будут еще не раз скорректированы в сторону увеличения: в прессе периодически появляется информация о хищениях средств, выделенных в рамках финансирования проекта.
 

Кстати, из-за отсутствия привязки платформ к городской инфраструктуре, в 70-х годах прошлого века провалилась первая попытка запуска пассажирского направления МКЖД: соединительная ветка из четырех станций между Савеловским и Ярославским направлениями МЖД в районе Отрадное - Свиблово была труднодоступна пассажирам. В итоге ее просто закатали в асфальт.
 

Скептики также предполагают, что проект реновации МКЖД вызовет излишнюю напряженность в радиально-кольцевом дорожном устройстве столицы. Петр Бобрик, старший научный сотрудник Института проблем транспорта РАН, уверен, что подобное обустройство транспортных магистралей «стянет» все пробки в центр города, вместо того, чтобы перенаправить пассажиров по периферии. Станции третьего пересадочного контура (ТТК), который пройдет между МКЖД и Кольцевой линией метро, вполне справятся с задачей распределения пассажиропотока и без участия новой «железки». Городские же электрички окажутся лишними в данной системе. В свою очередь, у участка МКЖД Владыкино-Ботаническая уже сегодня есть полноценный дублер: монорельсовая транспортная система, связывающая станции метро «Тимирязевская» и «ВДНХ».
 

И все же, насколько рентабелен окажется проект реконструкции МКЖД, покажет лишь время. Вполне возможно, что постоянно увеличивающееся население Москвы, вкупе с гостями столицы и транзитными пассажирами, оценят по достоинству новую скоростную комфортную железную дорогу, и она достигнет популярности парижского RER или привычной для городов Швейцарии, Австрии и Германии системы S-Bahn.
 

СХЕМА ОБНОВЛЕННОЙ МКЖД

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#инфраструктура#реновация
городинфраструктурареновация
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru