Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Он сказал: «Поехали!». Великое расселение вдоль границ

Петр Чернов18 марта 2014 11 629
2017-08-17T19:43:58.483000+00:00
Он сказал: «Поехали!». Великое расселение вдоль границ
В РИА «Новости» прошла пресс-конференция с двусмысленным и даже угрожающим названием «Расселение граждан вдоль границ РФ». Кого и вдоль каких границ будут селить?! Позволят ли взять семью и можно ли будет отказаться? Эти недоуменные вопросы, а также аллюзии, связанные со сталинскими переселениями народов и освоением новых земель узниками ГУЛАГа, были сняты с повестки дня первым же спикером.

В РИА «Новости» прошла пресс-конференция с двусмысленным и даже угрожающим названием «Расселение граждан вдоль границ РФ». Кого и вдоль каких границ будут селить?! Позволят ли взять семью и можно ли будет отказаться? Эти недоуменные вопросы, а также аллюзии, связанные со сталинскими переселениями народов и освоением новых земель узниками ГУЛАГа, были сняты с повестки дня первым же спикером.
 

Оказалось, что насильно никого с насиженных мест сгонять не будут, а речь идет всего лишь о мирной подготовке «Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации». Впрочем, эта схема и правда чревата некоторыми смелыми миграционными инновациями.
 

Новые времена — новый вектор
 

Не секрет, что один из главных акцентов в последнем послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию был сделан на необходимости развития Сибири и Дальнего Востока. Сказано — сделано: закон о стратегическом планировании, вяло зревший в недрах Государственной Думы десять лет, был оперативно доработан и уже прошел первое чтение. Один из многочисленных документов стратегического планирования, который должен появиться в результате принятия данного закона, будет содержать «Генеральную схему расселения на территории РФ». По сути, речь идет о приоритетном развитии конкретных территорий с целью создания благоприятных условий для переезда туда экономически активного населения.
 

Ставка на восток страны совершенно оправданна, считает генеральный директор Российского института градостроительства и инвестиционного развития Михаил Грудинин: центр мировой экономической активности переместился в Азию, а Китай скоро станет крупнейшей экономикой мира, обойдя США. Именно институт «Гипрогор» стал основным разработчиком «Генеральной схемы расселения». Там уже, видимо, не раз сталкивались с путаницей в терминологии, поэтому М. Грудинин сразу предупредил журналистов не путать термины «расселение» и «переселение». Речь идет о создании условий для ускоренного развития отдельных территорий, а вовсе не о том, что кого-то будут туда переселять по разнарядке из Кремля.
 

Вопрос в том, как определить стратегические приоритеты? Эксперты и законодатели предлагают не «размазывать» государственные и частные инвестиции по огромной территории восточной части России, а сосредоточиться на развитии приграничных районов, то есть на южной части Дальнего Востока. По словам министра регионального развития Игоря Слюняева, основной вектор территориального развития востока России может быть сформулирован так: «Создание благоприятных условий для переселения в приграничные районы при вахтовом освоении континентальной части». То есть жить люди будут на юге, а работать на севере. Разумеется, в первую очередь речь идет о заселении границы с Китаем. Власти рассчитывают создать там целую гирлянду новых городов с населением не менее 100 тыс. человек в каждом.
 

Свежо предание…
 

Идея освоения Сибири и Дальнего Востока не нова, но она никогда не была полноценно реализована. Схему размещения производительных сил разработал В. И. Вернадский в начале Первой мировой войны. Большевики использовали многие идеи П. А. Столыпина начала XX в., проводя индустриализацию и электрификацию России. В сталинские времена Сибирь и Дальний Восток в значительной степени осваивались за счет труда заключенных. В брежневскую эпоху сделали ставку на «северные надбавки». В 1983 г. была принята «Схема размещения производительных сил СССР», которую актуализировали в 1989 г., но из-за распада империи она даже не начала реализовываться. Только сегодня государство всерьез взялось за создание стратегии развития этих территорий.
 

Большой проблемой для России остается крайне неравномерное распределение населения по стране, половину которой занимают леса. Освоено всего 1,2% земель, из которых 60% приходится на сельскую местность. При этом половина угодий в итоге рыночных реформ оказалась заброшена. Население страны составляет 140 млн человек — немногим больше, чем в миниатюрной Японии. Исторически в России сложился демографический перекос в пользу западной части страны — именно здесь сосредоточено большинство населения и наблюдается максимальная его плотность. По мнению первого заместителя председателя Совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития РФ Виктора Разбегина, всех граждан России можно было бы при желании расселить на незначительной части Центрального федерального округа и особой тесноты никто бы не испытывал. Однако так сложилось, что сырьевые ресурсы, на которых держится российский бюджет, расположены на востоке страны, причем в районах с весьма некомфортным климатом.
 

Средняя плотность населения в России составляет всего 8 человек на 1 кв. км. В 1990-е гг. из восточных областей произошел отток 20% населения, и сейчас на всем российском Дальнем Востоке проживают лишь 6 млн человек (вдвое меньше, чем в 1991 г.). Между тем в городах Китая, расположенных вдоль границы с нашей страной, живут 120 млн человек, и это число продолжает расти. Каждый из таких городов имеет форму полукруга, поскольку одной стороной они примыкают к российской границе. И. Слюняев добавил, что китайские власти сейчас делают ставку на развитие внутреннего потребления. И чтобы увеличить доходы населения, они планируют переселить 500 млн человек из деревни в города. Вполне естественно, что часть этих миллионов будут осваивать свое приграничье.
 

Наш ответ Си Цзиньпину
 

Россия может ответить Китаю строительством новых городов с нашей стороны границы. Во всяком случае такой сценарий предлагает Минрегионразвития. Понятно, что привлечь в новые поселения можно комфортными условиями и длинным рублем. То и другое требует колоссальных государственных инвестиций — более 2,2 трлн руб. А где их взять в условиях, когда доходы бюджета трещат по швам? Но главный вопрос, который беспокоит экспертов, касается источников запланированной миграционной революции. Кто захочет ехать в необжитые города осваивать приграничную целину, да еще и работать при этом вахтовым методом в холодной континентальной части региона? Пытаясь найти ответ, власти рассчитывают на внутреннюю миграцию, в том числе на казаков, которые исторически проживали в приграничных районах, но в 1960-е гг. в период потепления отношений с Поднебесной были оттуда выселены для демонстрации миролюбивости советской стороны.
 

Почему решено развивать именно приграничную зону? Освоение пустующих земель — весьма инерционный процесс. Нельзя быстро создать транспортную инфраструктуру там, где ее нет. Исторически сложилось так, что железнодорожный и автомобильный транспорт лучше всего развит в южной части Дальнего Востока. Климат на юге тоже более благоприятный. Кроме того, Китай (южный сосед) — это неограниченный потенциальный источник инвестиций, рабочей силы и поставок товаров. Отсюда и возникла идея застройки приграничных районов.
 

Надежды возлагаются не только на казаков. Президент фонда «Миграция — XXI век» Вячеслав Поставнин напомнил, что в России 38 млн человек работают нелегально, а 20 млн вообще находятся вне поля зрения государства. Где они живут и чем занимаются, «Большой брат» не в курсе. Можно предположить, что многие из них скитаются по стране в поисках заработков и некоторые, возможно, захотели бы воспользоваться преимуществами новой миграционной программы, если она будет предусматривать льготное предоставление жилья. Не стоит забывать и о соотечественниках в бывших республиках СССР. По экспертным оценкам, потенциал миграции из стран СНГ составляет 10 млн человек.
 

Срочно требуются славяне. Возможны варианты
 

Особое внимание, по мнению В. Поставнина, стоит обратить на привлечение русских из Украины. В ситуации обострения там политического кризиса в Россию, считает он, будут готовы перебраться от 2 до 7 млн человек. «Понятно, что из Украины сейчас к нам поедут мигранты, — сказал В. Поставнин. — Может, нам вытянуть наиболее молодых, перспективных, пассионарных? Кстати, там, в восточных областях, этнических русских огромное количество». Он предлагает учиться миграционному прагматизму у Великобритании: когда в единую Европу приняли Польшу и другие страны Восточной Европы, только британцы оставили свои границы открытыми для трудовых ресурсов с востока. За короткое время они получили 1 млн самых квалифицированных кадров и захлопнули дверь, а Франция и другие страны Западной Европы позже вынуждены были впустить на свой рынок всех, кто остался.
 

Эксперты признают, что перспективы привлечения российских граждан в приграничные районы пока выглядят туманно. Активное население продолжает безумными темпами заполнять Москву и ее пригороды. Этот центростремительный процесс является главным миграционным перекосом в развитии страны. По словам заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Александра Скопина, в столичном мегаполисе, занимающем лишь сотую долю процента территории страны, уже сегодня проживает 10% населения, а через 20 лет этот показатель грозит достичь 20%. В. Поставнин добавляет, что государство своей жесткой регистрационной политикой препятствует миграционной мобильности населения. Так называемая прописка в ее нынешнем репрессивном виде приводит к тому, что экономически активная часть граждан зачастую существует вне рамок регистрации и государство само лишает себя возможности мониторинга, без которого немыслимо никакое стратегическое планирование. Требование по уплате НДФЛ с аренды квартир, борьба с резиновыми квартирами — все это тоже не способствует тому, чтобы граждане спешили выйти из тени.
 

Пресс-конференция показала, что идея заселения приграничных территорий пока существует лишь на уровне экспертных задумок. Причем сами эксперты подчеркивают, что эта задача пусть и важная, но не единственная. Например, развитие агломераций (застройку пригородов существующих мегаполисов малоэтажным жильем) тоже с повестки дня никто не снимает. Где и что нужно возвести, сколько денег вложит государство? Эти вопросы пока ждут своего решения в коридорах власти.
 

Шире круг!
 

Безусловно, ставя задачу развития восточных регионов, властям придется выработать четкие правила игры в отношении потенциальной миграционной экспансии со стороны Китая. Вопрос этот крайне сложный, поскольку он лежит одновременно в экономической и идеологической плоскости. В Китае существует около 4 тыс. рекрутинговых структур, которые могут без проблем осуществить любые «поставки» рабочих ресурсов в приграничные районы России — им достаточно дать зеленую улицу. Однако власть не может пойти на то, чтобы столь открыто поступиться национальной идентичностью. Более того, идея развития приграничных территорий как раз вызвана желанием создать противовес нарастающему натиску мигрантов из Китая.
 

В Москве политики наперебой упражняются в великодержавном шовинизме, однако местное население востока России отнюдь не горит желанием отгородиться от Китая железным занавесом. Например, когда недавно закрыли фабрику, завалившую весь регион контрафактной обувью, местные жители были недовольны, поскольку они потеряли заработок. Не секрет, что снабжение продуктами и ширпотребом на Дальнем Востоке тоже идет преимущественно из Китая. Если все это везти из европейской части страны, стоимость потребительской корзины достигнет неприемлемых высот. Понятно, что власть будет максимально сохранять славянскую доминанту при заселении приграничных территорий. На пресс-конференции был задан вопрос, смогут ли несколько десятков тысяч казаков противостоять натиску пятисот миллионов китайцев, которым компартия собирается поднять доходы? Этот вопрос вызвал улыбки, но, по сути, остался без ответа.
 

Так или иначе, полукруги китайских приграничных городов имеют шанс стать полноценными кругами, перешагнув через границу. А уж каким будет преобладающий разрез глаз у детей в детских садах новых российских «полугородов», покажет время. Впрочем, проекты экспертов и чиновников далеко не всегда реализуются. Многие громкие начинания последних лет оказались невыполненными: от игорных зон до мегапроектов КОТ (комплексного освоения территории). Пока само население восточного региона России не верит в его перспективы. Например, согласно недавно проведенному опросу среди родителей Восточной Сибири, более 90% из них не хотели бы, чтобы их дети после школы учились и работали там, а надеются отправить их в Москву, чтобы они смогли «закрепиться» в столице. Так что основная надежда приграничного проекта — на российских казаков и русскоязычное население Украины.

 

Цитата

«…Ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Например, таких как подъем Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными».

Из послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г.

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#инфраструктура#документы
городинфраструктурадокументы
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru