Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

В Москву на вахту… Станет ли столица городом для жизни?

Ольга Ермакова17 октября 2012 3 315
2019-01-17T14:05:33.897000+00:00
Что будет с Москвой через 12 лет? Ответить на этот вопрос не берется ни один эксперт, тем не менее стратегия развития мегаполиса уже разработана. Ее обсудили участники круглого стола в пресс-центре РИА «Новости».
Что будет с Москвой через 12 лет? Ответить на этот вопрос не берется ни один эксперт, тем не менее стратегия развития мегаполиса уже разработана. Ее обсудили участники круглого стола в пресс-центре РИА «Новости».
 
Как заметил президент Ассоциации менеджеров России Дмитрий Зеленин, планы стратегического развития у Москвы были начиная со времен Ивана Грозного. Но вот реализация их не всегда удавалась. Успех, как правило, зависел от поддержки элиты, общественных сил. И сегодня мало что изменилось — любой проект нуждается в обсуждении и одобрении граждан, тем более когда речь идет о документе, который будет служить основой формирования Генплана, бюджета, городских программ и т.д.
 
Дисбаланс и контрасты
 
Раньше о мегаполисах «загнивающего Запада» модно было говорить «город контрастов». Москва сегодня поражает воображение не только своими контрастами, но и фантастическим дисбалансом между уровнем экономического развития и качеством жизни. По словам Сергея Зуева, декана Института государственной политики РАНХи ГС, по первому показателю наша столица входит в двадцатку мировых центров, а по второму занимает более чем скромное место — только где-то между шестым и седьмым десятком. То есть экономические возможности не конвертируются в соответствующее качество среды. С учетом этого кардинального разрыва и должна определяться любая стратегия развития, так как чем он больше — тем выше социальная напряженность.
 
Как не стать столицей пенсионеров
 
Даже в сравнении с другими крупными городами России по многим показателям — рождаемости, количеству жилья и т. п — Москва отстает. Если существующий демографический тренд продолжится, то число пенсионеров к 2025 г. достигнет порядка 35% населения, а детей — только 12%. В целом же число нетрудоспособных людей составит половину от общего числа жителей. Как компенсировать недостаток рабочей силы? Можно как сейчас — за счет мигрантов. Но так как это в основном люди с низкой квалификацией, легко предположить, что экстенсивный путь развития продолжится. Сейчас, к сожалению, мы наблюдаем процесс деиндустриализации. Около 70% экономики связано с торговлей, логистикой, недвижимостью, сферой услуг и пр. При этом 80% столичного жилья приобретают не москвичи и только с инвестиционными целями. Для того чтобы изменить ситуацию, необходима экономическая трансформация города, организация высокоприбыльного производства.
 
В Лондон — за качественной средой
 
Еще один дисбаланс, который отмечают разработчики стратегии, — низкая эффективность социальных программ при достаточно строгом административном регулировании. Обозначенную проблему специалисты назвали «плата за город». Увы, качество окружающей среды оставляет желать лучшего. Московские районы безликие, без собственного бренда, не обеспечивают потребности горожан. Как отметил С. Зуев, в столице уже сформирован креативный класс, который имеет достаточный доход (то есть зарплаты сопоставимы с западными), но не удовлетворен условиями жизни: не получает необходимого качества услуг, образования и т.д. В результате комфортную для себя среду такие люди ищут за границей. Причем наиболее уязвимы молодые семьи с детьми.
 
Транспорт — дело десятое
 
Дороги, транспорт и пробки — темы, без обсуждения которых невозможен разговор о жизни в Москве. Однако не обошлось без парадоксальных мнений. Как заявил Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, к городу у большинства жителей вахтовое отношение — в нем зарабатывают деньги, а не живут. Статус-кво городского поведения — в этом эксперт видит корень проблем. Москвичи не меняют своих привычек: оставляют автомобили на улицах, как 20–30 лет назад, центр города воспринимают как бесплатный паркинг. «Построить можно немереное количество дорог, но если все едут на Садовое кольцо, где у нас сосредоточено 30% рабочих мест, все равно будет коллапс», — утверждает М. Блинкин.
 
Автомобилей в Москве не больше, чем в остальных мегаполисах. Так, в Нью-Йорке на 1 тыс. человек — 900 машин, но там Манхэттен не основное место работы для жителей. Надеяться на то, что все пересядут в общественный транспорт, бесполезно. Сейчас условия перевозок в нем неподобающие. Необходимо менять и обновлять весь подвижной состав. Но даже это проблему не решит. Москве не обойтись без регламента использования автомобилей в центре — это доказывает опыт других столиц.
 
Расширение как решение?
 
Поможет ли расширение столицы решить обозначенные проблемы? Нет, считает искусствовед Марат Гельман. Это проект коммерческий, и гармоничному развитию города он вряд ли сможет способствовать. Москва всегда развивалась стихийно, один слой накладывался на другой. И сейчас нужно сделать ставку на районы, каждый из которых должен тянуть одеяло на себя. То есть должны работать несколько обособленных команд. Такую стратегию применяли в Германии, Лондоне — и вполне успешно.
 
Михаил Блинкин считает, что резидентная мобильность, другими словами, непривязанность граждан к месту — более важная вещь, чем ситуация с транспортом. Люди должны иметь возможность не только свободно передвигаться и быстро добираться от работы до дома и обратно, но и менять при необходимости место жительства, адрес.
 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#дом#документы
городдомдокументы
Сейчас обсуждают
Аноним
28 апреля 2024
редакцияeditorial@cian.ru